expert2009 (expert2009) wrote,
expert2009
expert2009

Categories:

Трамп изменил правила игры.

         После почти двух лет торговой войны президент США Дональд Трамп все-таки принудил руководство КНР заключить торговое соглашение с Америкой на условиях Вашингтона. Договор подписали Трамп и вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ.
         Первая фаза этой сделки подразумевает наращивание Китаем в ближайшие два года закупок американского импорта до $200 млрд. В эту сумму входят прежде всего сельскохозяйственные товары, а также ряд других. «В благодарность» американский президент пообещал не вводить новые пошлины на товары из КНР, поставляемые в США, в дополнение к уже повышенным в рамках торговой войны с Поднебесной таможенные сборы на китайские товары общей стоимостью $250 млрд.
         Председателю КНР Си Цзиньпину в этих условиях не осталось ничего, как сделать хорошую мину при плохой игре, заявив, что эта сделка стала знаком того, что стороны могут разрешить имеющиеся у них разногласия путем диалога. Договор с Соединенными Штатами при этом он назвал выгодным как для Пекина, так и для Вашингтона, и вообще для всего мира.
         О том, так ли это на самом деле и как эта глобальная сделка двух экономических лидеров современного мира может отразиться на России, для которой Китай остается одними из важных торговых партнеров, обозреватель ИА «Росбалт» поговорил с руководителем Школы востоковедения ВШЭ Алексеем Масловым.

         — Как на ваш взгляд скажется торговая сделка между США и Китаем на России?

         — Начнем с того, что Россия пострадает от этой сделки значительно слабее, чем другие страны.

         — Почему?

         — Потому что российско-китайские торговые отношения развиты не так сильно, как аналогичные отношения Китая с рядом других стран, особенно в части, не касающихся продажи энергоносителей.
         Что касается поставок энергоносителей в Китай, то здесь мы защищены долгосрочными контрактами, которые заключены на десятилетия вперед. В этом плане вопрос стоит лишь в продлении этих контрактов.

         — Но Россия ведь продает КНР не только нефть и газ, но и другие товары…

         — Что касается других товаров, например, продукции пищевой промышленности, то тут мы можем пострадать, поскольку это в основном краткосрочные контракты. Скажем, серьезный удар придется по российским поставщикам сои в Поднебесную. В 2018 году Россия поставила этой продукции в Китай где-то на $245 млн. Но если сейчас США выходят с требованием к Пекину закупать у них сои на $1,8 млрд, то конечно, многие поставщики этой культуры на китайский рынок, скажем, Аргентина, Россия и другие пострадают очень серьезно.
         Могут также пострадать наши поставки на китайский рынок мясной продукции, потому что Соединенные Штаты продают в Китай мяса на несколько миллиардов долларов.

         — То есть по ряду товаров российская торговля с Китаем сократится?

         — Я бы сказал, что мы останемся в своих секторах, но расширятся на китайском рынке станет значительно сложней. Скорее всего, за нами останется северо-восток КНР, то есть те китайские провинции, которые прилегают к российской границе. Китайский рынок для всех, в том числе, и для России, станет более конкурентным, потому что США, конечно, изменили правила игры.
         Учитывая, что Китай за последние полтора года заключил ряд контрактов на поставки продуктов питания и с Россией, и с Индией, Вьетнамом, Аргентиной, Бразилией, Малайзией, то (нам) придется «подвинуться» за счет этих стран.
         В целом же, очевидно, что Соединенные Штаты увеличат свое присутствие на китайском рынке. Если в 2017 году (наиболее благополучном во взаимной торговле до начала торговой войны) на США в КНР приходилось около 14% всех экспортно-импортных операций, то теперь их доля во внешней торговле Китая будет уже около 20-25%. Российское же присутствие в общем торговом обороте КНР оценивается в 2-2,4%, и вряд ли заметно увеличится.

         — А в абсолютных цифрах, как это выглядит?

         — Если в 2018 году оборот взаимной торговли РФ и КНР составил $107 млрд и рост по отношению к 2017 году составил 24%, то по предварительным данным за 2019 год мы наторговали с китайцами на $110 млрд. То есть рост по отношению к предыдущему периоду составил всего 3,5%. Иными словами, увеличение взаимной торговли есть, но его замедление тоже заметно.
         Вероятно, в обозримом будущем России придется перестраивать тактику продвижения на китайский рынок. А именно, продвигать свои бренды, вкладываться в долгосрочное продвижение своих товаров, понимая, что в первые несколько лет отдачи не будет. То есть короткие операции сейчас там уже не пройдут.

         — Но, насколько я понимаю, долговременные контракты тоже будет непросто заключать?

         — Долговременные тоже сложны, но они скорее всего упираются в государственную поддержку. Потому что США за счет заключенного сейчас торгового договора с Китаем, оказывают поддержку своим производителям для проникновения на китайский рынок. В России она тоже есть. Например, у нас имеется Российский экспортный центр (РЭЦ), но нужно менять тактическую картинку продвижения российских товаров на рынок КНР. На мой взгляд, просто нужно новое поколение специалистов и заметная, в том числе и финансовая, поддержка со стороны государства.

Беседовал Александр Желенин
Tags: Китай, США, экономика
Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments