Однако я хочу напомнить, что Советский Союз, возвращение в который сегодня рисуется в качестве самой страшной перспективы, был и совершенно иным. Он был страной, которая, как никакая другая, по собственной воле, а не после военного разгрома, каялась в совершенных ошибках; открывала архивы со следами самых жестоких преступлений; признавала независимость ранее оккупированных территорий; выводила войска из стран, прежде находившихся на положении покорных доминионов. Пожертвовав (как позже окажется) собственными суверенитетом и целостностью, СССР пошел на завершение «холодной войны», позволив человечеству дожить до XXI столетия. Более того: именно в Советском Союзе — а не в новой России — как это иногда ошибочно предполагают — возникла наша недолгая демократия, режим, при котором оппозиция может на свободных и легитимных выборах сменить действующую власть. Именно это и произошло в 1989–1990 годах практически на всей территории страны, где новые лидеры завоевывали народную поддержку и становились руководителями республик и регионов в ходе честного и открытого голосования. Такого не происходило у нас никогда: в другие исторические эпохи были либо 1918-й год с разгоном Учредительного Собрания, либо 1993-й с расстрелом Верховного Совета; либо коммунистическая партия как руководящая и направляющая сила советского общества, либо «семья» или «кооператив "Озеро"» как неформальные собственники целой страны.
Советский Союз как пространство свободы и как страна, на которую мир смотрел с восхищением и надеждой стал, как мы теперь понимаем, творением одного-единственного человека — Михаила Сергеевича Горбачева. Ни до, ни после страна не управлялась личностью, бывшей честью и совестью своей эпохи. С его уходом от власти в России закончился краткий период политики, строившейся вокруг идей и проектов, и началась эпоха коммерческого государства, в котором элиты движимы исключительно интересами удержания власти ради собственного бесконечного обогащения.
Российский народ не оценил Михаила Сергеевича, радостно вручив власть тем, кто относился и относится к нему не как к сообществу свободных людей, а как к стаду бессловесных животных. Однако какие-то высшие силы отчасти восстановили попранную справедливость, отмерив совестливому президенту самую долгую жизнь из прожитых российскими правителями. Сегодня Михаил Сергеевич отмечает свое 90-летие, оставаясь для многих из нас объектом искреннего восхищения, а для общества — чуть ли не единственной тонкой нитью, связывающей Россию с миром, который был по-настоящему современным, пусть это и продолжалось так недолго.
Спасибо Вам, Михаил Сергеевич, за наши лучшие годы! — чем дальше, тем меньше люди будут сомневаться в том, что перестроечные времени были именно такими. Живите долго! Впереди еще много интересного…
Автор - Владислав Иноземцев, экономист
Journal information