Все-таки надо признать, что периодически в Кремле говорят правильные вещи. Не так давно в своем обращении к участникам совещания глав структур безопасности и разведки государств СНГ, прошедшем в Казани, Владимир Путин отметил: «Речь идет о попытках внешнего воздействия на общественное мнение и политическую жизнь практически в любой стране. Тем самым провоцируются разного рода конфликты, размываются веками формировавшиеся национальные традиции и историческая память. Под сомнение ставится понятие культурного и государственного суверенитета. Нарушается право народов самим выбирать свою судьбу».
Общая цель представителей структур безопасности стран СНГ, как ее видит российский президент, состоит в том, чтобы «не допустить попыток дестабилизации ситуации и внешнего вмешательства в политические и общественные процессы в наших странах, обеспечить защиту интересов общества, прав и свобод граждан».
Итак, вся беда во «внешнем воздействии на общественное мнение и политическую жизнь». Вывод простой — вмешиваться во внутренние дела других стран нехорошо. Но ведь с принципом невмешательства в дела других стран у нас происходит то же самое, что и с не менее известным принципом самоопределения наций.
В наши дела не должен вмешиваться никто и никак, а мы можем вмешиваться в дела любых стран земного шара — от Украины и Сирии, до Венесуэлы. Ведь границы России нигде не заканчиваются, как пошутил когда-то Путин…
То же и с правом наций на самоопределение. Мы решительно поддерживаем его. После 2014 года Владимир Путин не раз говорил, что «право наций на самоопределение никто не отменял», напоминая, что этот принцип записан и в Уставе ООН. Беда лишь в том, что мы поддерживаем это право только там и тогда, где и когда нам (то есть Кремлю и нынешнему правящему в России классу) это выгодно. Если же это не выгодно, то никакой поддержки никакому самоопределению.
Где, скажем, громкое слово Москвы в поддержку курдов Сирии, Ирака и Турции? Что-то не слышно … А ведь курды не просто давно хотят самоопределиться. Они, как ни крути, наши союзники в борьбе с вселенским злом радикального исламизма. Но нет! Из Кремля или со Смоленской набережной ни слова поддержки права курдов на самоопределение.
Однако вернемся к высказываниям российского президента по поводу вмешательства во внутренние дела других стран. Действительно, дестабилизация внутриполитической жизни той или иной страны иногда связана и с внешним вмешательством. Об этом и о том, к чему в тех или иных случаях приводит такое вмешательству, чуть ниже. Сейчас я просто хотел бы обратить внимание, что такой подход исключает признание наличия внутренних причин политических конфликтов в разных странах. Он предполагает, что если б не внешние враги, то все было бы замечательно. Из этого же вытекает и обратное правило. Если в стране не все хорошо — значит это происки внешних врагов.
Здесь стоит напомнить, что тезис о том, что социальные и классовые конфликты — это выдумка марксистов, что внутри одной нации не может быть никаких противоречий, а значит, конфликты внутри нации привносятся извне — чуждыми ей народами и другими странами, — одна из ключевых идей идеологии, развитой Гитлером в его «Майн кампф». Как известно, эта идеология, как и практика нацистского режима, на Нюрнбергском процессе была осуждена странами-победительницами, в том числе СССР, а значит, и современной Россией как его правопреемницей.
Конечно, нет смысла впадать в крайность, утверждая, что внешнее вмешательство не может подстегивать конфликты в той или иной стране. Может, конечно. Но вот в чем дело — такое вмешательство далеко не всегда в итоге приводило к плачевным результатам. Весь вопрос в том, кто вмешивался и куда.
История пестрит примерами, когда вмешательство более развитых в политическом и экономическом отношении государств во внутренние дела отсталых стран и регионов в итоге приводило последние к экономическому и политическому прогрессу. И наоборот, — когда успешная борьба отсталых стран и народов против более развитых колонизаторов приводила к длительной деградации и еще большему политическому, экономическому и культурному отставанию этих народов, защитивших в свое время свой суверенитет.
(продолжение следует)
Journal information