expert2009 (expert2009) wrote,
expert2009
expert2009

Categories:

Хаос — наше все (часть вторая).

        «Такие понятия, как сила, мораль, справедливость» авторы доклада называют «базовыми категориями», что тоже не удивляет, учитывая, что две последние — мораль и справедливость — категории относительные. Чтобы доказать это, за примерами далеко ходить не надо. Всего полтора столетия назад в России считалось вполне моральным, когда женщину на площади раздевали догола и при всем честном народе били кнутом за прегрешения, которые сегодня не тянут даже на статью административного кодекса. Аморальным же сегодня скорее посчитали бы того политика, который захотел бы это вернуть. Впрочем, учитывая ту степень деградации российского общества и ту образовательную и информационную политику государства, которая и ведет к этой деградации, исключать возвращения подобных средневековых традиций уже нельзя.
       Справедливость также категория расплывчатая. В древнем мире справедливыми считались отношения раба и его хозяина, а сегодня внеэкономическое принуждение к труду считается несправедливым и повсеместно запрещено. В средневековой Европе и России, вплоть до отмены крепостного права в последней, справедливым и моральным считалось, например, право первой ночи. Сегодня же в развитых странах что-то подобное называется харассментом, осуждается общественной моралью и преследуется законом.
       Выходит, что из «базовых» категорий остается только сила. Она-то от времени не меняется. Причем, если речь идет о силе не как о понятии физическом (произведение массы на ускорение), или бытовом (способность поднимать большие тяжести), а как об инструменте международных отношений, то здесь со временем меняется только масштаб. Если в древнем мире или средневековье в таких случаях речь шла «об отрядах вооруженных людей», то сейчас, в общем, то же самое. Только эти отряды гораздо мобильней, чем раньше и вооружены не луками, стрелами и мечами, а оружием несравненно более разрушительным.
       Авторы валдайского доклада чудесным образом возвращают человечество в первобытные времена. С той только разницей, что вместо каменного топора основным аргументом правителей «организаций наивысшего порядка» является оружие массового поражения. Здравствуй, новый старый мир…
       И вот что надо еще добавить. Несомненно, рассуждения «валдайских мудрецов» оценят по достоинству не только российские власти, но и правители стран «зари Востока». Диктат с позиции силы, без каких бы то ни было ограничений в виде международных договоров — это как раз то, что им может очень понравиться и пригодиться в будущем. Валдайские мудрецы это тоже осознают. Как и то, что России с ее постоянно сокращающейся как шагреневая кожа экономикой за тем же Китаем и Индией не угнаться, а Европу и США они ненавидят по причине того, что те требуют от Москвы следовать хоть каким-то правилам человеческого и межгосударственного общежития. Понимая это, авторы валдайского доклада выдвигают теорию хаоса.
      «Однако исторический опыт человечества позволяет предположить, что более естественным состоянием международных отношений является анархия, а относительный порядок ХХ века был результатом специфического стечения обстоятельств именно того периода. Он был несправедлив в своей основе, поскольку отражал реалии холодной войны, но в наибольшей степени приближался к оптимальной управляемости». Повторим, «анархия», в понимании авторов доклада — синоним «хаоса».
       Конечно, никто в здравом уме не будет утверждать, что диктат победителей во Второй мировой войне, выразившийся в праве вето пяти постоянных членов Совбеза ООН, является идеальной системой международных отношений. Это право вето — воплощение права сильного. Оно тем более одиозно, что вводилось во многом против Германии и Японии, признанных мировым сообществом виновными в развязывании Второй мировой войны. Однако до сих пор, через 74 года после ее окончания, эти страны ущемлены в своих правах на самооборону. И это при том, что все военные преступники того времени или наказаны или уже умерли естественной смертью, а сами эти страны уже много лет являют собой пример демократических и правовых государств с высокоразвитой экономикой и миролюбивой политикой.
       Однако, говоря о несправедливости послевоенного устройства, авторы нынешнего валдайского доклада отнюдь не предлагают сделать его более справедливым — например, ввести в состав постоянных членов ООН ту же Германию, Японию и ряд других крупных государств современного мира. Нет — об этом с их стороны речь не идет. В качестве решения проблемы несправедливости они предлагают «анархию», которую трактуют как мир, где каждое государство само по себе и действует без каких бы то ни было международно признанных ограничений. Однако понимая, что России, с ее двумя процентами мирового ВВП в таком мире светит лишь роль третьестепенной державы, они выдвигают идею «анархии». Точнее, «хаоса». Они не добавляют при этом «управляемого хаоса», потому что это было бы уж слишком некрасиво, поскольку «управляемый хаос», это как раз то, в чем их кремлевские патроны вплоть до недавнего времени постоянно попрекали Запад.
      «Невмешательство во внутренние дела — просто слова, а не норма поведения. Принцип суверенного равенства все больше превращается в формальную теоретическую схему. Достижение силового преимущества и отказ от любых ограничителей — почему нет? Правила, конечно, нарушались и прежде. Но… те, кто их нарушал, это понимали и считали такие действия экстраординарными, вынужденными. Теперь же подобное происходит просто по мере необходимости. Идея об относительности суверенитета, которая стала порождением «либерального порядка» на этапе обретения им гегемонии, превратилась в идею абсолютности силы».
      Тут авторы доклада, конечно, намерено скидывают все в одну кучу. С одной стороны, представления современного западного мира о том, что человеческие права и свободы выше права «суверенных государств» (а по факту, их правителей) нарушать права и свободы своих сограждан. С другой, откровенное попрание международных договоров теми же самыми «суверенными» правителями государств, что мы наблюдаем последние пять лет. Уже не говоря о том, что последнее делается исключительно ради обеспечения их возможности оставаться у власти в своей стране навсегда, не развивая ее, а живя лишь за счет явного или плохо прикрытого грабежа как своего народа, так и народов других государств.
      Конечно, «либеральному порядку» можно поставить в вину ввод войск США и их союзников по НАТО в Афганистан или Ирак. Однако давайте не путать теплое с мягким. Одно дело — уничтожить средневековый теократический режим (кстати, совершенно нелегитимный, если уж на то пошло), которому не может быть места в современном цивилизованном мире, или разгромить пожизненного диктатора, и совсем другое дело — отбросить в сторону собственный договор с соседней демократической страной о гарантиях ее территориальной неприкосновенности.
      Слова авторов обсуждаемого доклада о том, что «идея об относительности суверенитета, которая стала порождением «либерального порядка» на этапе обретения им гегемонии, превратилась в идею абсолютности силы», просто пример откровенной подтасовки фактов. Где была та «абсолютная сила либерального порядка» в событиях августа 2008 года в Южной Осетии? Где она была в 2014—2015 годах, да и по сей день, в украинских событиях? «Либеральный порядок» лишь воздымал руки по поводу применения «абсолютной силы» одной миролюбивой страной, которая, не стесняясь, грозила и грозит ему ядерным оружием.
Tags: Валдайский клуб, кризис власти, эпоха застоя
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments